Устав потребительского кооператива

Устав потребительского кооператива

Конечно же, самое первое и главное при создании потребительского кооператива (общества) - это написать его устав. Устав потребительского общества - дело не слишком простое. СПО "Русь" предлагает вам общие рекомендации по созданию устава, а также конкретную готовую версию, которая будет актуальна для большинства кооператоров.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ УНИФИЦИРОВАННОГО УСТАВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА (КООПЕРАТИВА, ПО)

В последнее время в интернете и в других источниках появляются неквалифицированные толкования законодательства о потребкооперации и ее деятельности. К сожалению, иногда этими толкователями являются наши коллеги, к которым мы достаточно уважительно относимся, однако их действия дискредитируют потребительскую кооперацию Страны и наносят ей вред. Кооперативным сообществом, которое действует в рамках системы потребительской кооперации России, было принято решение вынести вопрос защиты потребкооперации Страны от дискредитации и неквалифицированных действий со стороны недобросовестных лиц на рассмотрение Экспертного совета по развитию кооперации при Госдуме РФ. Целью является выработка мер по защите от таких действий. Мы будем держать вас в курсе происходящей работы.

Несоответствие устава юридического лица действующему законодательству – грубейшее нарушение, которое может привести к прекращению его деятельности по требованию государственных органов или участников такого юридического лица.


Заблуждения неопытных кооператоров:

1. Устав должен описывать все подробности деятельности ПО.

Устав юридического лица — это учредительный документ организации, который определяет порядок и виды её деятельности, а также порядок взаимодействия её участников. Устав — это общий свод правил и норм деятельности, не противоречащий действующему законодательству. Устав потребительского общества не должен указывать, как дышать, как шагать и как смотреть. Для этого есть общепринятые нормы. Также не указываются подробности хозяйственной деятельности ПО, так как на это есть полномочия органов управления и в уставе требуется сделать только ссылки на них и на вопросы, которые они решают вне общего собрания ПО. Изменения устава происходят только по решению общего собрания ПО и, если он слишком подробно прописан (этим чаще всего страдают квалифицированные юристы, неопытные в вопросах потребительской кооперации), то каждый раз при малейших отклонениях во внутрихозяйственных отношениях пайщиков с ПО или внешних факторов, не совпадающих с уставом, придется собирать общее собрание ПО. Такая структура плохо управляема и погрязнет в своих же собственных проблемах.

2. Председатель Совета, который действует без доверенности, не сможет возглавлять совет (коллегиальный орган ПО) и все решения Совета будут нелегитимными.

Ниже приводим несколько правовых норм, которые при их сопоставлении могут создать впечатление, что представленный выше тезис верен, и которые неверно трактуются некоторыми нашими коллегами. Цитируем статью 65.3 ГК РФ: «Статья 65.3. Управление в корпорации»:

1. Высшим органом корпорации является общее собрание ее участников. В некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются настоящим Кодексом, другими законами и уставом корпорации.
……………………………………………………………………………………………

3. В корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.). Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абзац третий пункта 1 статьи 53). В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.).
……………………………………………………………………………………………..

4. Наряду с исполнительными органами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, в корпорации может быть образован в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации. Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов
корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями…».

Надеемся на то, что любой человек, умеющий читать по-русски и имеющий опыт в кооперации, уже понял, что речь идет о председателе правления (единоличный исполнительный орган управления) и членах правления (коллегиальный исполнительный орган). Они-то и не имеют права быть членами (или ограниченно специальным законом) коллегиальных представительных (наблюдательных и пр.) органов управления – СОВЕТОВ, о которых гласит последний приведенный пункт 4.

Теперь цитируем ФЗ № 3085-1:

«Статья 15. Структура органов управления потребительского общества»

1. Управление потребительским обществом осуществляют общее собрание потребительского общества, совет и правление потребительского общества.

2. Высшим органом потребительского общества является общее собрание потребительского общества.

3. В период между общими собраниями потребительского общества управление в потребительском обществе осуществляет совет, который является представительным органом.

4. Исполнительным органом потребительского общества является правление потребительского общества.

5. Контроль за соблюдением устава потребительского общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными им организациями и подразделениями осуществляет ревизионная комиссия потребительского общества.»

«Статья 19. Совет и правление потребительского общества»

2. Председатель и члены совета потребительского общества избираются сроком на пять лет из числа не допускавших нарушений прав пайщиков и настоящего Закона пайщиков потребительского общества и (или) представителей юридических лиц, являющихся пайщиками потребительского общества. Председатель совета потребительского общества без доверенности действует от имени потребительского общества, в том числе представляет его интересы, издает распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками потребительского общества.

Выражаем надежду, что когда в законе чётко и прямо прописано, что председатель совета кооператива не просто может, а должен действовать без доверенности, то зная это, никто уже не будет бояться, что это может оказаться незаконным и подсудным.

3. Ассоциированные пайщики.

В соответствии с ФЗ №193:

«ассоциированный член кооператива - физическое или юридическое лицо, внесшее паевой взнос, по которому оно получает дивиденды, несущее риск убытков, связанных с деятельностью кооператива, в пределах стоимости своего паевого взноса и имеющее право голоса в кооперативе с учетом ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и уставом кооператива».

Такой статус пайщика предусмотрен в сельскохозяйственной кооперации. В потребительских обществах (кооперативах) действующих по закону РФ №3085-1 такой статус пайщика не предусмотрен. В силу этого, пайщики ПО обладают всеми правами членов кооператива, а кто всеми этими правами не обладает, тот не является пайщиком. От этого зависят итоги голосования на общих собраниях, некоммерческие расчеты пайщика с ПО, участие пайщика в органах управления и многое другое.

4. Солидарная субсидиарная ответственность пайщиков может быть ограничена паевым взносом пайщика или суммой, указанной в уставе.

Согласно статье 123.3 ГК РФ:

1. В течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса члены потребительского кооператива обязаны покрыть образовавшиеся убытки путем внесения дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

2. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива

Как видно, солидарная субсидиарная ответственность пайщика на покрытие убытков ПО не имеет отношения ни к размеру его паевого взноса, ни также к конкретной фиксированной сумме, заранее прописанной в уставе. Такая ответственность зависит только от размера дополнительного взноса, назначенного пайщику общим собранием ПО. В силу того, что размеры убытков определяются по факту их наступления, заранее невозможно определить размеры дополнительных взносов и соответственно указать их в уставе.

5. Обмен паями.

В соответствии с ФЗ №193:

«пай - часть имущества кооператива, отражающая размер участия члена кооператива или ассоциированного члена кооператива в образовании имущества кооператива и учитываемая в стоимостном выражении».

Такой статус части паевого фонда предусмотрен в сельскохозяйственной кооперации. В потребительских обществах (кооперативах), действующих по закону РФ №3085-1, такой статус части паевого фонда не предусмотрен. В силу этого в потребительских обществах не может производиться «обмен паями». Следовательно, введение в устав понятия «пай» и «обмен паями» не соответствует требованиям законодательства к ПО, действующему по закону РФ №3085-1. Схожая с этими понятиями операция при расчетах в ПО является перераспределением имущества паевого фонда между пайщиками в соответствии с внесенными ими паевыми взносами.

!!! Версия устава СПО «РУСЬ» (действует с 2005 года в более чем 2 тыс. потребительских обществах в 78 регионах России, регулярно обновляется), кроме требований действующего законодательства РФ, учитывает:

1. Изменения закона РФ №3085-1.

2. Изменения в НК и ГК РФ.

3. Изменения законодательства о развитии МСП.

4. Интеграцию разных видов потребительской кооперации с потребительскими обществами: кредитной, сельскохозяйственной, жилищно-строительной, жилищной.

5. Требования налоговой службы к названию потребительских обществ при их регистрации.

6. Возможность получения государственной поддержки как субъекта МСП и социально направленной некоммерческой организации.

7. Эффективную систему управления ПО.

8. Защиту ПО и его органов управления от внешнего и внутреннего рейдерства.

9. Некоммерческие расчеты и взаимодействие ПО с пайщиками на некоммерческой основе.

10. Возможность отдельного ведения бухгалтерского учета некоммерческой деятельности для признания взносов пайщиками целевыми поступлениями в соответствии с НК.

11. Простоту вхождения и выхода пайщиков из ПО, а также автоматическое очищение от пайщиков, которые не активно участвуют в хозяйственной деятельности ПО.

12. Требования Росстата, банков и ФНС к основному коду ОКВЭД.

13. Возможность сократить сроки и упростить принятие внутренних норм и решений путем наделения полномочиями органов управления вне уставных положений.

14. Установление судами, ФНС и прочими госорганами целесообразности: участия пайщика в ПО, внутрихозяйственных расчетов, получения пайщиком благ от ПО и т.д.

15. Цифровизацию документооборота ПО и легитимность дистанционного взаимодействия ПО с пайщиками (голосование, подписание документов и т.п).

_______________________________________________________________________________________


Скачать актуальную версию устава потребительского общества, рекомендуемого СПО «РУСЬ» для потребительских обществ, можно по этой ссылке

СПО «РУСЬ» регулярно имеет коммуникацию с ФНС и анализирует судебную практику, поэтому для скачивания предложен всегда обновленный актуальный Устав потребительского общества.